Непонятные встряски и вибрации, сопровождающиеся спешными проходами по салону членов экипажа, впившиеся в поручни пальцы, очередная мучительная и бесплодная попытка угадать потенциальную опасность и, наконец, обессиливающая беспомощность – все это типичные черты фобии, именуемой боязнью летать на самолетах. Что же лежит в основе страха? Это всего лишь болезнь или действительно техногенные катастрофы со множеством жертв стали происходить слишком часто, и инстинкт самосохранения не следует игнорировать?
Я боюсь летать на самолетах! А как насчет немного статистики?
Исследования, охватывающие период с 1998 по 2008 гг, показывают, что вероятность для пассажира попасть в ЧП с человеческими жертвами на борту составляет:
- менее 0,0000001 для 25 наиболее безопасных перевозчиков;
- менее 0,000001 для 25 перевозчиков с наиболее низким уровнем безопасности.
При этом количество аварий, приходящихся на сам полет, составляет только 12%, а остальные ЧП случаются на земле либо приходятся на периоды набора и снижения высоты. Очевидно, что поломка машины на взлетной полосе не является фатальной.
Возможность спастись во многом будет зависеть от разумного поведения самого пассажира и профессионализма экипажа. В этих условиях, если уж довелось попасть в тот самый 0,0000001%, нужно помнить, что бортпроводник предназначен для обеспечения безопасности, а не для разнесения напитков. А свежая, не одурманенная алкоголем или паническим страхом, голова много увеличит шансы на успех.
Страх как естественная реакция на экстремальную ситуацию
Так чего же мы боимся, если вероятность трагической развязки крайне мала? Отвечая на этот вопрос, психологи говорят, что страх как реакция на потенциально опасную ситуацию, выходящую за привычные рамки, естественен. Те, кто летает часто, воспринимают полет как необходимую, неотъемлемую часть своей жизни, так же, как например большинство людей воспринимают поездку в автомобиле.
Кроме того, человеческой психике свойственно неприятие фатальных ситуаций. Авария, которая происходит, когда самолет находится в воздухе, рассматривается как безвыходная ситуация. Сама невозможность влиять на происходящее вызывает стресс. Страх ДТП не распространен, так как в автомобильной аварии велик шанс сохранить жизнь и здоровье, причем поездка в экстремальных условиях, к примеру по обледеневшей трассе, пугает пассажиров больше, чем водителя.
Как обращаться со своим страхом
Врачи утверждают, что аэрофобия – это болезнь, причем самая распространенная на планете. Избавиться от нее полностью практически невозможно, поэтому нужно научиться управлять своим страхом, иначе говоря, овладеть искусством правильно боятся.
Прежде всего, следует посмотреть на обстоятельства с позиций здравого смысла. Опасностей, которые подстерегают нас на каждом шагу так много, и все они реальны, а шанс попасть в авиакатастрофу крайне ничтожен. Торопясь в аэропорт в состоянии стресса и рассеянности, можно попасть в аварию. И шанс тем выше, чем больше мы напуганы и, как следствие, рассеяны. Поэтому очень правильно будет взять себя в руки. Еще можно опоздать на самолет и не попасть в нужный день на деловую встречу или в другое место. А потом предстоит возвращать билеты, нести дополнительные расходы и много всего, что потребует времени и не доставит радости. Наконец следует помнить: неблагоприятные метеоусловия часто ведут к посадке в ближайшем пригородном аэропорту, из которого придется добираться самостоятельно, а вовсе не завершаются катастрофой.
Традиционный способ снятия стресса алкоголем допустим, но доза спиртного должна быть не более 100 граммов, и принимать «лекарство» следует только после посадки, а не заранее. В таком количестве ко времени принятый алкоголь снимет напряжение и устранит неприятные вегетативные явления, такие как слабость, тошнота и головокружение.
А в завершении, подумайте о том, что шанс выиграть в лотерею у каждого из нас много выше, чем риск попасть в авиационную катастрофу, но никто не испытывает сильных эмоций от покупки лотерейного билета. Так стоит ли верить в опасности, вероятность которых так мала? Посмотрите в иллюминатор: как прекрасно небо! Когда-нибудь вы захотите снова увидеть его так близко, пусть даже это будет немножечко страшно.
Понравилась статья? Поддержи АвиаСовет.ру, нажми: